Министерство экономического развития хочет предоставить банкам и налоговикам возможность предшествующего залога имущества. Это относится только к финансовым организациям, которые выдавали займы и кредиты компаниям, но при этом не знали о запуске процесса банкротства в арбитражном суде.
Чтобы добиться этого результата, ведомство хочет расширить статью 138 закона о несостоятельности. Об этом свидетельствует информация, опубликованная на портале правовых актов. Планируется добавить следующую норму:
Арбитражный суд фиксирует требования финансовой организации, в том числе с обеспечением имуществом (залоговым) в процедуре банкротства юр. лица с минуты появления конкретных обязательств, если подтверждено, что эти требования базируются на невыполнении законов о сборах/налогах. Факт их существования и объем в плане увеличения объема обязательств, о которых знает финансовая организация, не были оговорены при получении денежных средств. Кредитор, заявивший требование, не знал о размере и наличии подобных обязательств, потому что заемщик не сообщил ему об этом в сроки, установленные законодательством РФ.
В целом, мысли о передаче ФНС полномочия залогового кредитора появились еще 2-3 года назад. Трудность заключается в защите прав залоговых кредиторов, что подробно прописано в законе о несостоятельности. Закон серьезно защищает их права, в том числе сильнее, чем бюджета (продажа залога на торгах проводится отдельно, конкурсная масса реализуется отдельно). Залогодержатель после торгов получает 70% денег от продажи, но много будет зависеть от суммы задолженности. Размер доли кредиторов второй очереди составляет 20%, а расходы на оформление банкротства будут покрыты оставшимися 10 процентами.
Результат превосходит все ожидания – кредиторы залогового типа возвращают 30% долга, а остальные финансовые организации получают маленькую долю – 2,4%. Нововведение Министерства экономического развития приведет к тому, что права между ФНС и банками будут равны только при условии, что банки не были в курсе налоговой проверки и увеличения сроков из-за нехватки важных документов. То же самое касается ситуаций, если наблюдалась недоимка или было обнаружено неисполнение обязательств (сумма не менее 300 000 рублей). Но заемщики при этом обязаны информировать банки обо всех событиях. Пока что конкретных способов информирования еще нет, они находятся в разработке (над проектом работают Центробанк и Банк России).
Данные нововведения не были одобрены Центробанком Российской Федерации. В официальном отзыве прописано, что это приведет к росту издержек, а все выгоды будут перечеркнуты растягиванием сроков. Это сделает кредитные ресурсы менее доступными для сотрудников ФНС, так как доля необеспеченных кредитов вырастет в геометрической прогрессии. Дополнительные расходы понесут банки, потому что придется разработать программу для мониторинга клиентов, чтобы своевременно выявлять сроки и особенности налоговых проверок в конкретном секторе производства. Это сделает финансирование практически невозможным и приведет к лишним финансовым расходам. Как считают специалисты Центробанка, это серьезный удар по добросовестным заемщикам.
Дополнительная проблема – недоверие банков к компаниям, которые проходят комплексную налоговую проверку. Это может снизить экономические показатели, так как финансовое положение ухудшится.